roditeli_i_deti
 Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) регистрационный №32 от 23 мая 2019 года. Серия 69Л01 №0002313 Свидетельство о государственной аккредитации регистрационный №1 от 3 апреля 2018 г. Серия 69А01 №0000789 (с приложением серия 69А01 №0000905)
Рабочие программы воспитания с календарными планами воспитательной работы

  • Абитуриенту
  • Среднее профессиональное образование
  • Бакалавриат
  • Магистратура
  • Специалитет
  • Аспирантура
  • Ординатура
  • Управляющий совет
    Мастерские по приоритетной группе компетенций Социальная сфера
    Государственное задание
    Ссылки на информацию по критериям Независимой оценки качества образования
    Чемпионата по профессиональному мастерству Профессионалы
    Проект - Класс психолого-педагогической направленности
    Стажировочная (методическая) площадка
    Федеральный проект_Содействие занятости_национального проекта_Демография
    Обращения граждан
    Дистанционные способы взаимодействия с получателями услуг: телефона; электронной почты; электронных сервисов (форма для подачи электронного обращения (жалобы, предложения), получение консультации по оказываемым услугам и пр.); раздела «Часто задаваемые вопросы»; технической возможности выражения получателем услуг мнения о качестве условий оказания услуг организацией социальной сферы (наличие анкеты для опроса граждан или гиперссылки на нее); иного дистанционного способа взаимодействия
    Инструкция по оплате услуг через Сбербанк онлайн
    Участие в мероприятиях разного уровня
    Информация для родителей и детей по укреплению семейных ценностей
    Коронавирус
    Профилактика заболеваний
    Противопожарная безопасность
    Информационная безопасность
    Сообщить о противоправном контенте
    Профилактика терроризма и экстремизма
    Профилактика противоправного поведения детей и подростков
    Профилактика безопасности, травматизма
    Профилактика вредных привычек (наркомания, алкоголь, курение, токсикомания)
    Психолого-педагогическая и социальная помощь
    Финансовая грамотность
    Противодействие коррупции
    ОБЪЯСНЯЕМ.РФ - Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России
     Образовательная платформа Юрайт
    Телефон доверия
    добровольцыроссии.рф
     Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
     Министерство просвещения Российской Федерации
     Министерство образования Тверской области
     Официальная страница Министерства образования Тверской области в ВКонтакте
     Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
    Информационно-развлекательный сайт для детей и подростков - Персональные данные. Дети.
    Памятные даты военной истории России
    Проект - Всё для Победы
    Год педагога и наставника
    Горячая линия в системе СПО на базе Института развития профессионального образования
    ВКонтакте
    Одноклассники
    Виртуальный день открытых дверей. Информация для абитуриентов.
    АРХИВ
    Апрель 2024 (9)
    Март 2024 (20)
    Февраль 2024 (54)
    Январь 2024 (15)
    Декабрь 2023 (1)
    Ноябрь 2023 (5)
    КАЛЕНДАРЬ
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    

    Информация для родителей и детей по укреплению семейных ценностей.

     

     

     

    ОШИБКИ ПИТАНИЯ

    Давайте признаемся сами себе: мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют свои законы, нарушать которые небезопасно.

    Питаясь чем придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем.

    Диетологи говорят: «Если отец болезни неизвестен, то мать ее всегда — питание».

    В большинстве книг современных врачей и диетологов звучит требование снизить количество потребляемой пищи. Но не только переедание вредит нам — много бед приносит несбалансированное питание, ведь организм должен получать с пищей именно те вещества и именно в тех количествах и взаимосвязях, которые ему необходимы. Нам стоит самым серьезным образом задуматься над своим питанием, разобраться в ошибках, которые мы постоянно допускаем, готовя или потребляя пищу.

    Давайте заглянем в один интересный, на мой взгляд, документ; двадцать пять немецких ученых-медиков, диетологов, физиологов перечислили в нем десять самых распространенных таких ошибок. Вот они.

    • Ошибка первая: мы едим слишком много

    Питание часто не соответствует потребностям организма, оно слишком калорийно. Мы едим больше, чем это нужно для расхода энергии, — особенно по вечерам, в выходные и праздники. Ведь наши физические усилия минимальны, а питание такое, какое необходимо лишь при тяжелом физическом труде.

    Многие дети и взрослые имеют избыточный вес. Мы, по усредненным данным, поглощаем на 360 килокалорий в день больше, чем требуется, а ведь ежедневный избыток всего лишь в 90 килокалорий в течение пяти лет приводит к дополнительным 18 килограммам собственного веса.

    • Ошибка вторая: мы едим слишком жирно

    В среднем мы потребляем 132 грамма жира при норме 80 граммов — эта лавина представляет собой серьезнейшую угрозу здоровью!

    • Ошибка третья: мы неправильно выбираем

    Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов, клетчатки, белка, молока, рыбы. Зато слишком много в нашем рационе белого хлеба, пирожных и прочих мучных изделий. Мы едим мало натуральных продуктов и много консервов, свежемороженых продуктов и блюд из полуфабрикатов.

    • Ошибка четвертая: мы пьем слишком много

    Мы потребляем очень много сладких напитков, которых теперь развелось огромное количество. В среднем 8 процентов килокалорий мы получаем от 22 алкогольных напитков.

    • Ошибка пятая: мы едим неправильно

    Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день мы едим в лучшем случае три, причем большими порциями.

    • Ошибка шестая: мы едим слишком сладко

    Доля сладостей и сахара в нашем питании чрезмерно высока.

    • Ошибка седьмая: мы неправильно готовим

    Мы злоупотребляем солью, жарим и варим даже тогда, когда продукт можно с успехом съесть сырым.

    • Ошибка восьмая: мы слишком часто лакомимся

    Например, сидя вечером у телевизора, мы с удовольствием жуем что-нибудь вкусное; во многих семьях лакомства имеются в избытке, а сдерживать себя лакомки не хотят.

    • Ошибка девятая: мы слишком мало знаем о питании

    Наука накопила немало сведений о правильном питании: о калорийности пищи, о содержании в ней белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, о наиболее рациональных способах приготовления пищи и т. д. К сожалению, большинству из нас все это пока неведомо.

    • Ошибка десятая: мы питаемся, забывая о своем возрасте

    Специалисты несколько лет назад подсчитали, что каждый четвертый ребенок в возрасте от 6 до 10 лет перекормлен, так как получает калорий на 5 — 15 процентов больше, чем ему требуется. Пожилые же люди часто забывают о том, что им надо есть значительно меньше, чем прежде, из-за уменьшившихся расходов энергии. В качественном отношении их пища нередко неполноценна, а вот в количественном чрезмерна. Не только переедание, но и нерегулярное, несбалансированное питание может приводить к избыточному весу. А это, по мнению ученых, влечет за собой крайне нежелательные осложнения в здоровье:

    1. негативное механическое воздействие, перегрузки и изнашивание суставов;
    2. склонность к варикозному расширению вен, тромбозам, эмболии, затрудненному дыханию;
    3. склонность к образованию грыжи, к сердечной недостаточности;
    4. повышенная подверженность инфекционным заболеваниям;
    5. увеличение опасности осложнений и летальных исходов при хирургических операциях;
    6. появление цирроза печени из-за ожирения этого органа;
    7. осложнения при родах;
    8. заболевания, связанные с нарушениями обмена веществ;
    9. повышение давления;
    10. диабет;
    11. заболевания почек, камни в желчных протоках;
    12. подагра;
    13. увеличение количества жировых клеток у детей (что считается процессом необратимым);
    14. сокращение ожидаемой продолжительности жизни.

    Меры перехода к рациональной системе питания просты и доступны всем:

    • готовьте еду маленькими порциями; каждый раз, садясь за стол, повторяйте про себя: «Я тщательно контролирую свое питание»;
    • следите за своим весом;
    • не ешьте после 19 часов;
    • откажитесь от соусов;
    • выбирая ту или иную пищу, отдавайте предпочтение менее калорийной;
    • увеличьте время, проведенное за столом, на 5-10 минут, чтобы есть не спеша;
    • устраивайте небольшие паузы во время еды;
    • пережевывайте каждый кусок как можно тщательнее,
    • старайтесь поменьше разговаривать за едой, никогда не сочетайте еду с чтением и просмотром телевизионных передач — при этом прежде всего резко ухудшается контроль за приемом пищи;
    • совершенно не обязательно каждую порцию доедать до конца; предпочитайте пищу нежирную, поменьше ешьте мучного и сладкого, больше ешьте сырых или малообработанных продуктов;
    • почувствовав, что вы сыты, сразу прекратите есть.

    Вот видите — кажется, ничего особенно сложного в организации правильного питания нет. И все-таки определенные усилия в постижении на практике этих советов приложить придется — уж очень безответственны мы в еде!

    Поль Брэгг, считавший рациональное питание основой основ здоровья и долголетия, говорил: «Ни одному человеку не удалось избежать смерти, однако каждый из нас, соблюдая основные гигиенические и диетические правила, может продлить свою жизнь. И каждый обязан сделать это - ради себя, ради своих родных и друзей и, наконец, ради своей страны... Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долго-жителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем».

    Лучшей иллюстрацией к этим словам служил сам Поль Брэгг — в 90 лет он был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша, его рабочий день продолжался 12 часов, он не знал болезней и усталости. Умер Брэгг в возрасте 95 лет отнюдь не от старости — он погиб под гигантской волной во время занятий серфингом у побережья Флориды. Патологоанатом констатировал, что сердце, сосуды и все внутренние органы этого человека были в превосходном состоянии.

    Ну так что же, будем питаться разумно?

     

     

     

    ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    В сложном процессе коммунистического воспитания немалую роль играет эстетика. Эстетическое воспитание укрепляет и развивает в сознании людей коммунистические идеалы, дает возможность более глубоко познать окружающую жизнь, заглянуть в мир прекрасного. Поэтому понятно, что работа в области эстетического воспитания сейчас не может не привлечь внимания.

    Книга «Эстетическое воспитание учащихся» — за­ метное явление в педагогической литературе, интересная попытка подать в систематизированном и обобщенном виде вопросы эстетического воспитания, которыми живет и над которыми работает в настоящее время наша школа.

    Творческие силы человека, его способности раскрываются в процессе трудовой деятельностиПонятно, что само содержание труда и обстановка, в которой проходит трудовой процесс, должны удовлетворять его эстетическим потребностям. Как же сделать труд детей и обстановку, в которой он протекает, эстетически привлекательными, красивыми?

    Авторы книги не без основания утверждают, что эстетическое отношение к трудовой деятельности развивается у ребят постепенно, в процессе труда. На ярких примерах из опыта работы казанских школ они убедительно показывают, как красивая обстановка рабочего помещения, хорошее состояние оборудования, чистота и порядок рабочего места побуждают ребенка к труду, развивают в нем стремление выполнить работу возможно лучше, повышают его настроение.

    В вопросе эстетики поведения и быта, как и в эстетике труда, авторы отталкиваются от опыта А.С. Макаренко. Эстетика поведения — это внешнее проявление внутренней моральной чистоты. Задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть детям красоту коммунистических отношений между людьми и при­ учить их к этим отношениям, выработать определенные эстетические навыки и привычки.

    Вопросам эстетического воспитания средствами природы школа уделяет еще мало времени. Даже учителя биологии и географии, можно сказать посредники между природой и ребенком, редко показывают детям красоту родного края.

    Развить у школьников творческое, активное отношение к природе, умение видеть прекрасное в ее предметах и явлениях, в тех преобразованиях, которые вносит в нее человек, — вот задача учителя. Прогулки, экскурсии и походы, беседы и лекции, работа на пришкольном участке, в плодово-ягодном саду — средства ее разрешения.

    Живо, ярко и убедительно изложены эти вопросы в рецензируемой книге. На большом фактическом материале раскрывается здесь методика организации литературного кружка, его цели и значение. В разделе, по­ священном школьному драматическому кружку, показаны пути работы над пьесой. Удачно раскрыты методические детали подготовки и проведения литературных вечеров, конференций, диспутов и обсуждений. Интересен опыт создания в школах литературных журналов и газет.

    Архитектура и эстетическое воспитание учащихся — этот вопрос выделен в специальную главу. Указав на значение архитектуры в духовном развитии детей и их нравственном воспитании, авторы кратко знакомят читателей с некоторыми сведениями из истории русской архитектуры. Здесь даны полезные указания о методах изучения архитектуры, детально разработано несколько маршрутов, умело подобраны иллюстрации — снимки казанских архитектурных памятников.

    В главе «Живопись в школе», помимо интересных указаний по проведению бесед о живописи, докладов, лекций и вечеров, экскурсий в художественные галереи, на выставки и в музеи, авторы, следуя доброй традиции книги, дают примерные разработки бесед на темы: «Жанры живописи», «Творчество В. М. Васнецова», «Творчество художников Татарии» и другие.

    Большое внимание в школе уделяется сейчас и музыке как средству эстетического развития учащихся. Этому важному вопросу посвящена заключительная глава книги. Особенно полезна и поучительна вторая часть этой главы, где излагаются элементарные основы слушания и понимания музыки.

    Книгу дополняют интересные и полезные приложения: примерный план внеклассной работы по художественному воспитанию, список репродукций для бесед о живописи, примерная тематика внеклассных музыкальных бесед. Книга, несомненно, окажет немалую практическую помощь учителям в сложном деле эстетического воспитания. Но для этого необходимо переиздать ее большим тиражом в одном из центральных издательств.

     

     

     

     

    СЕМЕЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

    Хорошо летом отдыхать всей семьей. Одни для этого снимают дачу, другие выезжают в деревню. Мне хочется рассказать еще об одном виде отдыха – семейном походе.

    Итак, окончено учение, я беру отпуск, и мы – Сережа, Оля, Андрюша и я (мама) — едем в Крым. Папа нас провожает, он приедет позже. Послезавтра поезд будет в Феодосии, а там пешком с рюкзаками движемся по берегу моря до Гурзуфа. Поход! Сколько в этом слове романтики! Впрочем романтика началась еще зимой, когда мы читали книги о Крыме, просматривали карты, выбирая маршрут. Кстати, обязательным условием похода было закончить учение без троек. Свободными вечерами мы горячо обсуждали, что взять с собой. Палатку шили сами. Переходы решили делать только утренние, ведь Андрюшке еще 7 лет, а днем будет очень жарко — трудно идти. Однако безоговорочно приняли общий лозунг: «Не пищать!».

    Рюкзаки получились разные. Сережа, старший, 13-летний мужчина, «старый» опытный рыболов, нес основную поклажу: палатку, надувную лодочку, шерстяное одеяло и часть продуктов. В руках еще футляр палками для палатки и рыболовными снастями. Маме, конечно, достался рюкзак с продуктами. У Андрюши в рюкзаке — легкие вещи, а в руках — сетка с мячом. Кухонные принадлежности, помимо рюкзака несла Оля. У всех фляжки с водой.

    Первый поход! Встали в 5 часов утра. Море, как зеркало, прибоя почти нет. Шли берегом, по тропе, а там, где eё нет, пляжем, ноги зарываются в песок, идти трудно. Там, где горы вплотную подходят к морю, перебираемся вброд, по колено в воде. Осторожно ступаем по каменистому, обросшему водорослями дну, из-под ног испуганно шарахается стайка рыбок. Идем гуськом. Впереди Сережа, он предупреждает о трудных местах. Я замыкаю. Сначала шли бодро, но после преодоления нескольких завалов из хаотически нагроможденных обломков скал все устали.

    Отдых у берега моря. Какое это удовольствие! Начинается ловля крабов, креветок, и не замечаешь, как проходят 10-15 минут. Наконец, дошли до колодца, указанного местными жителями, и решили остановиться здесь на несколько дней. Громадный песчаный, гордый Карадаг, перед нами – море. Приволье такое, что хочется петь!

    Варили пищу в основном на костре. Но взяли с собой еще охотничью плитку (она не больше портсигара) и запас таблеток сухого спирта к ней. Стали ходить на рыбалку. Бычки и зеленухи прочно вошли в наше меню, хотя сначала страшно было есть зеленуху, эту ярко раскрашенную рыбу. Из-за похолодания воды дважды подходила к берегу султанка-небольшая рыбка нежного вкуса. Мы ее ловили прямо сачком и варили чудесные супы.

    К походной жизни скоро все привыкли. Вставали с восходом солнца, делали зарядку, купались перед завтраком, когда море и воздух еще прохладные. Дел было много: сбор топлива, разведение костра, хождение за водой, ловля рыбы, ее обработка, чистка посуды, стирка. Дети стали находчивыми. За Алуштой, у горы Кастель, где мы разбили палатку, у пересыхающей днем речки вырыли водоем. За ночь в него набежала вода, днем она нагрелась, и мы устроили генеральную стирку и баню. Сережа с Андреем из выброшенной морем доски устроили стол, поставили четыре плоских камня-стула. Научились складывать из камней удобные очаги, разводить костер из любого топлива. Использовали раскаленный песок: закипевшую на огне крупу закапывали в песок и уходили по своим делам. Часа через два кушали хорошую рассыпчатую кашу.

    Кроме разнообразных навыков, дети в походе познали еще много такого, о чем раньше не имели наглядного представления. Так, по пути от Щебетовки до Крымского приморья мы познакомились с уходом за виноградниками. Вот по склону катится небольшая машина с двумя баллонами по бокам, сзади остается два ряда опыленных виноградных лоз серо-желтого цвета. Другие машины подрезают лозы, рыхлят почву. Под Судаком мы посетили «долину роз». Это большой совхоз, выращивает розы и лаванду для парфюмерной промышленности. Тысячу килограммов лепестков надо переработать, чтобы получить 1 кг розового масла!

    Незабываемы дни, проведенные в Коктебеле, этом удивительном местечке с разноцветным берегом-ковром. Там познакомились со стариком-художником, заразившим моих детей «каменной болезнью» — поисками полудрагоценных камешков. В лексиконе детей появились новые слова: нефриты, сердолики, халцедоны, агаты. Только уходя из Коктебеля, при упаковке рюкзаков, осознала «гибельность» этого места — мешочки и коробочки с камешками были внушительного веса. Пришлось отобрать лучшие, а остальное, несмотря на слезы детей, оставить.

    He всегда мы шли берегом моря. Отдельные участки обходили по дорогам, а кое-где даже объезжали на автобусе или попутной машине. Такой была дорога к Судаку через перевал Синор с многочисленными трудными спусками и подъемами. Но в самом Судаке не остановились, вкусив уже прелесть робинзоновского житья в палатке у моря. Пошли в Новый Свет. Чудесная бухта с пляжем. Вода переливается изумрудом, отражая в себе зеленые горы, амфитеатром окружающие бухту. Утесы «Орел» и «Сокол» как бы охраняют вход в нее.

    Прогулок в Новый Свет мы сделали много, благо наша компания пополнилась учительницами-москвичками, отдыхавшими здесь. Если не шли на прогулку, то усаживались у моря или у палатки, писали дневник, выпускали изредка «Колючку» — сатирическую походную газету, сочиняли и распевали песни, устраивали спортивные соревнования. Я уже не говорю о плавании. Андрей научился плавать и с увлечением отдавался этому спорту. Мы с Олей бесстрашно заплывали море. Ну, а Сергей у нас был чемпионом по нырянию — плавание для него уже пройденный этап. На всю нашу компанию у нас были одни ласты. Сережа очень жалел, что нет маски и подводного ружья. С помощью ласт он достал несколько десятков больших красивых раковин «рапана», на глубине 6-8 метров. Мне ныряние удавалось труднее. Однажды у нас унесло волнами котелок с маслом. Утром при купании я обнаружила его недалеко от берега, на глубине 2-3 метров. Сергея не было, и долго ныряла пока удалось вытащить котелок. Слабость своих «ныряльных» способностей пришлось признать в «Колючке», чему дети были очень довольны.

    Сенсацию вызвал пойманный большой морской ерш. Это страшилище редко попадается на удочку, хотя и прожорлив, — он заглатывает целиком больших крабов.

    Не подумайте, что все у нас в походе шло гладко и хорошо. Были и трудности, и страхи, но мы воспринимали их как должное. Налетевший из-за Карадага шторм чуть не унес палатку. «Мужчины» были на рыбалке, и мы с Олей одни вступили в борьбу со стихией. Оля подносила с пляжа большие камни, я закрепляла ими палатку. Когда опасность миновала, мы были полны гордости, что не оплошали.

    Большие неудобства были с ночлегом. Ни подушек, ни матрацев у нас не было. Одно шерстяное одеяло на всех, да и им чаще одевались, a не стелили его, так как в июне ночи еще прохладные. Но мы приспособились и к этому. Песок на пляже за день нагревается. Вечером в палатку натаскивали горячего песочку, застилали его простыней и спали, как на лежанке. Если же не было песчаного пляжа, подстилали ветки тамариска, в изобилии растущего на побережье.

    Свой дух мы поддерживали походным гимном, коллективно сочиненным. В нем были, например, такие куплеты:

    Мы разбивали палатку в ущелье 
    И шли на поиски пресной воды 
    И хоть давно уж не ели борщей мы,

    Но в этом не было страшной беды.

    Делили хлеб на «блокадные» доли 
    И чай мы крепенький пили с дымком,

    Зато храпели в палатке на воле,

    Прижавшись тесно друг к другу бочком...

    В Рыбачье мы отправились перед дождем в надежде уйти от него. Но ненастье застало нас на переходе. Тропа стала скользкой, ветер бил в лицо, немилосердно хлеставшие плети дождя загнали нас за скалу. Платье намокло, рюкзаки отяжелели. Но никто не жаловался на усталость. Дождь утих, и мы пошли дальше.

    Сережа, заметив, что Андрей спотыкается, сбавил шаг и взял у брата фляжку и мяч. В Рыбачье

    мы вошли как бывалые туристы — испачканные в глине мокрые, — вызывая удивление у живущих там дачников и зависть у ребятишек.

    Еще до похода мы знали, что змеи в Крыму не ядовиты, но вид у них достаточно внушительный.

    Как-то, подойдя к колодцу набрать воды, я в страхе отпрянула, увидев, что «сук», лежавший на колодце, поднял голову и заметался. На глазах у меня двухметровый желтопузик уполз, в камни сруба. Некоторое время за водой к колодцу ходил только Сергей, потом мы осмелели. В другой раз испытания выпали на долю Андрюшки. Ha переходе я вдруг услышала отчаянный крик.

    Из-под ног Андрея выползла большая змея и неторопливо скрылась в камнях. В этом же переходе у нас случилось первое и единственное «ЧП»: Андрюша упал на каменистой тропе и сильно порезал ногу. Йод и бинты до сих пор у нас бездействовали, поэтому оказанию медпомощи мы отдались с любовью настоящих врачей, долго не имевших практики.

    Устроили привал. Сергей спустился с крутого обрыва к морю за водой. Осторожно промыли рану морской водой, залили йодом. Вообще создали такую торжественную обстановку, что Андрей устыдился плакать пошел дальше даже с рюкзаком. На последней нашей стоянке, во Фрунзенском, мы решили с Сергеем порыбачить на камнях Аю-Дага, вдали от берега. С нами увязался Андрей. Мы погрузили свои снасти в лодочку, Андрей уцепился за нее и, по очереди подталкивая лодку, мы поплыли. В лодочку его посадить было нельзя – она протекала и не выдерживала нагрузки. Вся наша группа благополучно проплыла туда и обратно, но я просто диву далась, глядя на бесстрашие мальчишки.

    Вот, наконец, и цель нашего пути – Гурзуф. Прошло почти полтора месяца, все окрепли, загорели, возмужали. Настроение и самочувствие у всех чудесное. Такими и застал нас папа, приехавший отдыхать в Гурзуф. Осенью Андрей пошел в школу. Вечерами мы вспоминали о походе и мечтали еще куда-нибудь пойти. На нынешнее лето у нас планы такие: пойдем на Финский залив за Выборг. Там красивые дикие места, залив изрезан, много островов, рыбы, прекрасный лес. Если погода будет плохая, намечаем другой маршрут: поездом до станции Кавказ у Керченского пролива (у парома), a дальше пешком в сторону Анапы, Новороссийска, Геленджика.

     

     

     

     

     

    ВЫБОР МЕСТА В ЖИЗНИ

    Без преувеличения, один из самых важных шагов в жизни человека – выбор профессии. Разумный выбор позволяет полностью проявить силы и способности, работа дает удовлетворение; неправильный — имеет своим результатом то, что силы и способности человека не находят должного применения, человек работает, как говорится, «без души», скучая на работе, выполняемой как тяжелая обязанность.

    Приближение школы к жизни, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом, облегчит учащимся выбор профессии, в то же время сделало совершенно необходимым своевременную и полноценную профессиональную ориентацию.

    Михаил Иванович Калинин в одной из бесед с учащимися старших классов поставил вопрос о выборе профессии в программу более широкого жизненного самоопределения советской молодежи. «Определиться серьезно, – говорил он, – это значит наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание».

    Следует отметить, что М. И. Калинин выбор профессии связывал с решением двух других важнейших жизненных задач – формированием мировоззрения и характера. Имея твердые и ясные коммунистические убеждения и обладая стойким характером, человек получает основу для серьезного планирования и осуществления своего призвания. Найти призвание, по словам М.И. Калинина, означает «точно определить свое место в социалистическом строительстве, в совершенстве овладеть избранным делом своей жизни». В этих словах подчеркнуто, что выбор профессии — дело общественного значения, что избираемым видом труда надо владеть в совершенстве и что избранная работа – дело жизни.

    Трудности, возникающие перед юношеством при решении вопроса «Кем быть?», состоят не в том, что не из чего выбирать, и не в ограничении выбора классовым и сословным положением, материальной необеспеченностью — как в буржуазном обществе, — а скорее, может быть, в том, что очень много раскрывается разных возможностей в нахождении своего места в жизни, названных А. С. Макаренко «просторными далями», перед которыми молодой человек может остановиться в озадаченности и даже в некоторой растерянности.

    В повседневном наблюдении за детьми школьного возраста, за их физическим и психическим развитием, успехами в разных областях знания и труда воспитатели накапливают материал для суждения о том, каким должно быть профессиональное самоопределение того или иного ученика.

    Некоторые дети рано обнаруживают свои индивидуальные интересы и способности. (Это особенно относится к детям, проявляющим дарования в таких областях, как искусство и математика.) Вообще же для детей младшего школьного возраста вопрос «Кем быть?» не имеет особого значения: профессии они знают очень слабо, интересы их неустойчивы. В. И. Ленин предостерегал против слишком раннего выбора профессии. Не следует побуждать учащихся начальной школы и даже младших подростков решать столь сложную, непосильную для них задачу.

    Вместе с тем надо помнить, что, как указывается в Программе КПСС, «в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

    Поговорим о том, что такое профессиональная пригодность, какие психологические особенности могут обеспечить успех и внутреннее удовлетворение.

    Интерес, способности, знания

    Первое условие профессиональной пригодности — глубокий интерес к данной профессии. Глубина интереса сказывается в его обоснованности и активности. Ученик, имеющий глубокий интерес к выбираемой им профессии, отдает себе отчет в том, чем именно привлекает его эта профессия.

    Речь идет об основательности мотивов или побуждений к выбору профессии. Большое значение имеют те мотивы, в которых подчеркивается общественное значение профессии. Приведем два высказывания учеников восьмого и девятого классов. «Из профессий больше всего мне нравится профессия сталевара, так как наличие больших количеств металла – лучший показатель экономической мощи страны»«Хочется работать на целинных землях, лучше всего агрономом, но, если не удастся, просто хлеборобом — работа на целине так нужна государству».

    Нередко юноши особое внимание обращают на мотивы служения людям, чаще определенной «категории» людей: «Я хочу быть врачом. Мне приятно видеть вокруг себя здоровых, цветущих людей, а когда буду врачом, смогу содействовать тому, чтобы все люди были такими. Мне хочется помогать нуждающимся во врачебной помощи больным», – говорит десятиклассница.

    К основным, серьезным мотивам относится также привлекательность для человека самого процесса выбираемой работы. Ученик восьмого класса, желающий работать на механическом заводе, пишет: «Я люблю, когда машина слушается твоих рук, люблю чувствовать, что ты сильнее машины и что можешь сам создавать сложные детали. Мне нравится самый процесс работы на машиностроительном заводе, в этой работе много динамики, творчества».

    Интерес к выбираемой профессии может быть неглубоким. Он или имеет характер временного увлечения и потому неустойчив, или основывается на мотивах случайных. «Что я могу сказать по вопросу «Кем быть?» – пишет ученица девятого класса. В настоящее время меня увлекает институт журналистики. Никакой другой профессии, кроме профессии журналистки, мне не надо. Правда, в прошлом году я так же страстно мечтала быть педагогом, в будущем, может быть, еще чем-нибудь соблазнюсь». Это – пример неустойчивого интереса, временного увлечения.

    О случайности таких мотивов выбора профессии, как легкость поступления в учебное заведение, на работу или слепое подражание, и говорить не приходится. «Я выбрал себе техникум, при поступлении в который нет конкурса, — меня это больше интересует, чем мечта о каких-то любимых, но неосуществимых жизненных путях». Или: «Мне хочется быть химиком потому, что Вадим, мой лучший друг, выбрал себе эту профессию, а я без Вадима не могу жить. Куда он — туда и я».

    По-настоящему глубокий интерес к профессии всегда проявляется в работе, направленной на подготовку к выбираемой профессии: «Буду техником, – говорит ученик восьмого класса, – а для этого поставил себе целью: по физике и математике не иметь троек, а добиваться одних пятерок. Я много читаю популярную техническую литературу, работаю в кружке моделистов».

    Проводилось много обследований учащихся старших классов с целью выяснить, какие профессии их более интересуют. Следует отметить, что теперь, когда в школе соединено учение с производительным трудом, большое число учащихся старших классов сознательно выбирают фабрично-заводской и сельскохозяйственный труд, причем многие учащиеся хотят быть высококвалифицированными рабочими и вместе с тем повышать свое образование без отрыва от производства.

    Из высших учебных заведений особой симпатией молодежи пользуются университеты и технические вузы. Вызывает известную тревогу недостаточный интерес учащихся школ больших городов к профессиям сельскохозяйственным, педагогическим.

    Второе условие пригодности к профессии — способности к ней. Иногда юноша, выбирая профессию, в качестве решающего соображения приводит то, что чувствует себя к данной профессии наиболее способным.

    Чаще всего указывают на свои способности уча­щиеся, желающие себя посвятить искусству, но в не­ которых случаях о способностях к выбираемой профессии говорят учащиеся, намечающие другие трудовые пути: «Мне кажется, что для успешной работы в машиностроении у меня есть всё: я люблю точность и аккуратность в работе, есть способность разбираться в машинах, конструировать, быстро понимать технические чертежи».

    Интерес к профессии — большая сила, но бывает и так, как говорится в поговорке: «Охота смертная, а участь горькая». Человек, имеющий большой интерес и стремление работать в какой-то области, всё же не достигает в ней более или менее значительных успехов. Многие большие любители музыки при всём желании не могут добиться больших результатов в исполнительском мастерстве.

    Надо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве случаев нельзя объяснять способности природными задатками. Поэтому к большинству профессий люди по своим природным данным пригодны. Но есть небольшое число профессий, где природные данные играют существенную роль. Таковы прежде всего музыкальные профессии, в меньшей степени — профессии, относящиеся к художественно-изобразительному искусству и к математике.

    Различие способностей объясняется в первую очередь различием условий обучения и воспитания, а также практического жизненного опыта. Поэтому учащиеся, выбирающие профессию, имеют не только разные профессиональные интересы, но и разные способности к профессиям, которые у них сформировались в семье и школе.

    Например, для успеха в музыке нужны такие способности, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Педагог должен обладать способностью точно, кратко и интересно излагать материал, хорошо понимать психологию ребенка, проявлять в нужные моменты педагогическую находчивость. Огромное значение для педагога имеют такие волевые качества, как выдержка и настойчивость. Ученикам, выбирающим профессию, связанную с овладением техникой, важно обладать такими психическими качествами, как, например, пространственное представление, способность анализировать и синтезировать технические устройства. Для ручной производственной работы важны темп, ритм, устойчивость и координация движений.

    Нельзя способности свести к знаниям и умениям. В школе учителя часто говорят об ученике: он мог бы лучше учиться, да ленится. То есть он способен хорошо учиться, но не хочет из-за лености.

    Все способности упражняемы, но надо иметь время на эти упражнения. Поэтому в момент выбора профессии лучше ориентироваться на те, к которым уже имеются способности или же к которым можно развить их в сравнительно короткое время.

    Определение способностей не всегда легкое дело. Сам человек нередко ошибается в определении своих способностей. Поэтому так важно иметь о них суждение близких людей – родителей и педагогов, которые могли наблюдать учащегося в течение многих лет.

    Третье условие пригодности к профессии — обладание знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии. Каждая работа требует подготовки, специального образования, и приобретение профессиональной квалификации работника в большой&скачать софт

    Решаем вместе
    Есть вопрос? Напишите нам