ОШИБКИ ПИТАНИЯ
Давайте признаемся сами себе: мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют свои законы, нарушать которые небезопасно.
Питаясь чем придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем.
Диетологи говорят: «Если отец болезни неизвестен, то мать ее всегда — питание».
В большинстве книг современных врачей и диетологов звучит требование снизить количество потребляемой пищи. Но не только переедание вредит нам — много бед приносит несбалансированное питание, ведь организм должен получать с пищей именно те вещества и именно в тех количествах и взаимосвязях, которые ему необходимы. Нам стоит самым серьезным образом задуматься над своим питанием, разобраться в ошибках, которые мы постоянно допускаем, готовя или потребляя пищу.
Давайте заглянем в один интересный, на мой взгляд, документ; двадцать пять немецких ученых-медиков, диетологов, физиологов перечислили в нем десять самых распространенных таких ошибок. Вот они.
Питание часто не соответствует потребностям организма, оно слишком калорийно. Мы едим больше, чем это нужно для расхода энергии, — особенно по вечерам, в выходные и праздники. Ведь наши физические усилия минимальны, а питание такое, какое необходимо лишь при тяжелом физическом труде.
Многие дети и взрослые имеют избыточный вес. Мы, по усредненным данным, поглощаем на 360 килокалорий в день больше, чем требуется, а ведь ежедневный избыток всего лишь в 90 килокалорий в течение пяти лет приводит к дополнительным 18 килограммам собственного веса.
В среднем мы потребляем 132 грамма жира при норме 80 граммов — эта лавина представляет собой серьезнейшую угрозу здоровью!
Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов, клетчатки, белка, молока, рыбы. Зато слишком много в нашем рационе белого хлеба, пирожных и прочих мучных изделий. Мы едим мало натуральных продуктов и много консервов, свежемороженых продуктов и блюд из полуфабрикатов.
Мы потребляем очень много сладких напитков, которых теперь развелось огромное количество. В среднем 8 процентов килокалорий мы получаем от 22 алкогольных напитков.
Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день мы едим в лучшем случае три, причем большими порциями.
Доля сладостей и сахара в нашем питании чрезмерно высока.
Мы злоупотребляем солью, жарим и варим даже тогда, когда продукт можно с успехом съесть сырым.
Например, сидя вечером у телевизора, мы с удовольствием жуем что-нибудь вкусное; во многих семьях лакомства имеются в избытке, а сдерживать себя лакомки не хотят.
Наука накопила немало сведений о правильном питании: о калорийности пищи, о содержании в ней белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, о наиболее рациональных способах приготовления пищи и т. д. К сожалению, большинству из нас все это пока неведомо.
Специалисты несколько лет назад подсчитали, что каждый четвертый ребенок в возрасте от 6 до 10 лет перекормлен, так как получает калорий на 5 — 15 процентов больше, чем ему требуется. Пожилые же люди часто забывают о том, что им надо есть значительно меньше, чем прежде, из-за уменьшившихся расходов энергии. В качественном отношении их пища нередко неполноценна, а вот в количественном чрезмерна. Не только переедание, но и нерегулярное, несбалансированное питание может приводить к избыточному весу. А это, по мнению ученых, влечет за собой крайне нежелательные осложнения в здоровье:
Меры перехода к рациональной системе питания просты и доступны всем:
Вот видите — кажется, ничего особенно сложного в организации правильного питания нет. И все-таки определенные усилия в постижении на практике этих советов приложить придется — уж очень безответственны мы в еде!
Поль Брэгг, считавший рациональное питание основой основ здоровья и долголетия, говорил: «Ни одному человеку не удалось избежать смерти, однако каждый из нас, соблюдая основные гигиенические и диетические правила, может продлить свою жизнь. И каждый обязан сделать это - ради себя, ради своих родных и друзей и, наконец, ради своей страны... Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долго-жителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем».
Лучшей иллюстрацией к этим словам служил сам Поль Брэгг — в 90 лет он был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша, его рабочий день продолжался 12 часов, он не знал болезней и усталости. Умер Брэгг в возрасте 95 лет отнюдь не от старости — он погиб под гигантской волной во время занятий серфингом у побережья Флориды. Патологоанатом констатировал, что сердце, сосуды и все внутренние органы этого человека были в превосходном состоянии.
Ну так что же, будем питаться разумно?
В сложном процессе коммунистического воспитания немалую роль играет эстетика. Эстетическое воспитание укрепляет и развивает в сознании людей коммунистические идеалы, дает возможность более глубоко познать окружающую жизнь, заглянуть в мир прекрасного. Поэтому понятно, что работа в области эстетического воспитания сейчас не может не привлечь внимания.
Книга «Эстетическое воспитание учащихся» — за метное явление в педагогической литературе, интересная попытка подать в систематизированном и обобщенном виде вопросы эстетического воспитания, которыми живет и над которыми работает в настоящее время наша школа.
Творческие силы человека, его способности раскрываются в процессе трудовой деятельности. Понятно, что само содержание труда и обстановка, в которой проходит трудовой процесс, должны удовлетворять его эстетическим потребностям. Как же сделать труд детей и обстановку, в которой он протекает, эстетически привлекательными, красивыми?
Авторы книги не без основания утверждают, что эстетическое отношение к трудовой деятельности развивается у ребят постепенно, в процессе труда. На ярких примерах из опыта работы казанских школ они убедительно показывают, как красивая обстановка рабочего помещения, хорошее состояние оборудования, чистота и порядок рабочего места побуждают ребенка к труду, развивают в нем стремление выполнить работу возможно лучше, повышают его настроение.
В вопросе эстетики поведения и быта, как и в эстетике труда, авторы отталкиваются от опыта А.С. Макаренко. Эстетика поведения — это внешнее проявление внутренней моральной чистоты. Задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть детям красоту коммунистических отношений между людьми и при учить их к этим отношениям, выработать определенные эстетические навыки и привычки.
Вопросам эстетического воспитания средствами природы школа уделяет еще мало времени. Даже учителя биологии и географии, можно сказать посредники между природой и ребенком, редко показывают детям красоту родного края.
Развить у школьников творческое, активное отношение к природе, умение видеть прекрасное в ее предметах и явлениях, в тех преобразованиях, которые вносит в нее человек, — вот задача учителя. Прогулки, экскурсии и походы, беседы и лекции, работа на пришкольном участке, в плодово-ягодном саду — средства ее разрешения.
Живо, ярко и убедительно изложены эти вопросы в рецензируемой книге. На большом фактическом материале раскрывается здесь методика организации литературного кружка, его цели и значение. В разделе, по священном школьному драматическому кружку, показаны пути работы над пьесой. Удачно раскрыты методические детали подготовки и проведения литературных вечеров, конференций, диспутов и обсуждений. Интересен опыт создания в школах литературных журналов и газет.
Архитектура и эстетическое воспитание учащихся — этот вопрос выделен в специальную главу. Указав на значение архитектуры в духовном развитии детей и их нравственном воспитании, авторы кратко знакомят читателей с некоторыми сведениями из истории русской архитектуры. Здесь даны полезные указания о методах изучения архитектуры, детально разработано несколько маршрутов, умело подобраны иллюстрации — снимки казанских архитектурных памятников.
В главе «Живопись в школе», помимо интересных указаний по проведению бесед о живописи, докладов, лекций и вечеров, экскурсий в художественные галереи, на выставки и в музеи, авторы, следуя доброй традиции книги, дают примерные разработки бесед на темы: «Жанры живописи», «Творчество В. М. Васнецова», «Творчество художников Татарии» и другие.
Большое внимание в школе уделяется сейчас и музыке как средству эстетического развития учащихся. Этому важному вопросу посвящена заключительная глава книги. Особенно полезна и поучительна вторая часть этой главы, где излагаются элементарные основы слушания и понимания музыки.
Книгу дополняют интересные и полезные приложения: примерный план внеклассной работы по художественному воспитанию, список репродукций для бесед о живописи, примерная тематика внеклассных музыкальных бесед. Книга, несомненно, окажет немалую практическую помощь учителям в сложном деле эстетического воспитания. Но для этого необходимо переиздать ее большим тиражом в одном из центральных издательств.
Хорошо летом отдыхать всей семьей. Одни для этого снимают дачу, другие выезжают в деревню. Мне хочется рассказать еще об одном виде отдыха – семейном походе.
Итак, окончено учение, я беру отпуск, и мы – Сережа, Оля, Андрюша и я (мама) — едем в Крым. Папа нас провожает, он приедет позже. Послезавтра поезд будет в Феодосии, а там пешком с рюкзаками движемся по берегу моря до Гурзуфа. Поход! Сколько в этом слове романтики! Впрочем романтика началась еще зимой, когда мы читали книги о Крыме, просматривали карты, выбирая маршрут. Кстати, обязательным условием похода было закончить учение без троек. Свободными вечерами мы горячо обсуждали, что взять с собой. Палатку шили сами. Переходы решили делать только утренние, ведь Андрюшке еще 7 лет, а днем будет очень жарко — трудно идти. Однако безоговорочно приняли общий лозунг: «Не пищать!».
Рюкзаки получились разные. Сережа, старший, 13-летний мужчина, «старый» опытный рыболов, нес основную поклажу: палатку, надувную лодочку, шерстяное одеяло и часть продуктов. В руках еще футляр палками для палатки и рыболовными снастями. Маме, конечно, достался рюкзак с продуктами. У Андрюши в рюкзаке — легкие вещи, а в руках — сетка с мячом. Кухонные принадлежности, помимо рюкзака несла Оля. У всех фляжки с водой.
Первый поход! Встали в 5 часов утра. Море, как зеркало, прибоя почти нет. Шли берегом, по тропе, а там, где eё нет, пляжем, ноги зарываются в песок, идти трудно. Там, где горы вплотную подходят к морю, перебираемся вброд, по колено в воде. Осторожно ступаем по каменистому, обросшему водорослями дну, из-под ног испуганно шарахается стайка рыбок. Идем гуськом. Впереди Сережа, он предупреждает о трудных местах. Я замыкаю. Сначала шли бодро, но после преодоления нескольких завалов из хаотически нагроможденных обломков скал все устали.
Отдых у берега моря. Какое это удовольствие! Начинается ловля крабов, креветок, и не замечаешь, как проходят 10-15 минут. Наконец, дошли до колодца, указанного местными жителями, и решили остановиться здесь на несколько дней. Громадный песчаный, гордый Карадаг, перед нами – море. Приволье такое, что хочется петь!
Варили пищу в основном на костре. Но взяли с собой еще охотничью плитку (она не больше портсигара) и запас таблеток сухого спирта к ней. Стали ходить на рыбалку. Бычки и зеленухи прочно вошли в наше меню, хотя сначала страшно было есть зеленуху, эту ярко раскрашенную рыбу. Из-за похолодания воды дважды подходила к берегу султанка-небольшая рыбка нежного вкуса. Мы ее ловили прямо сачком и варили чудесные супы.
К походной жизни скоро все привыкли. Вставали с восходом солнца, делали зарядку, купались перед завтраком, когда море и воздух еще прохладные. Дел было много: сбор топлива, разведение костра, хождение за водой, ловля рыбы, ее обработка, чистка посуды, стирка. Дети стали находчивыми. За Алуштой, у горы Кастель, где мы разбили палатку, у пересыхающей днем речки вырыли водоем. За ночь в него набежала вода, днем она нагрелась, и мы устроили генеральную стирку и баню. Сережа с Андреем из выброшенной морем доски устроили стол, поставили четыре плоских камня-стула. Научились складывать из камней удобные очаги, разводить костер из любого топлива. Использовали раскаленный песок: закипевшую на огне крупу закапывали в песок и уходили по своим делам. Часа через два кушали хорошую рассыпчатую кашу.
Кроме разнообразных навыков, дети в походе познали еще много такого, о чем раньше не имели наглядного представления. Так, по пути от Щебетовки до Крымского приморья мы познакомились с уходом за виноградниками. Вот по склону катится небольшая машина с двумя баллонами по бокам, сзади остается два ряда опыленных виноградных лоз серо-желтого цвета. Другие машины подрезают лозы, рыхлят почву. Под Судаком мы посетили «долину роз». Это большой совхоз, выращивает розы и лаванду для парфюмерной промышленности. Тысячу килограммов лепестков надо переработать, чтобы получить 1 кг розового масла!
Незабываемы дни, проведенные в Коктебеле, этом удивительном местечке с разноцветным берегом-ковром. Там познакомились со стариком-художником, заразившим моих детей «каменной болезнью» — поисками полудрагоценных камешков. В лексиконе детей появились новые слова: нефриты, сердолики, халцедоны, агаты. Только уходя из Коктебеля, при упаковке рюкзаков, осознала «гибельность» этого места — мешочки и коробочки с камешками были внушительного веса. Пришлось отобрать лучшие, а остальное, несмотря на слезы детей, оставить.
He всегда мы шли берегом моря. Отдельные участки обходили по дорогам, а кое-где даже объезжали на автобусе или попутной машине. Такой была дорога к Судаку через перевал Синор с многочисленными трудными спусками и подъемами. Но в самом Судаке не остановились, вкусив уже прелесть робинзоновского житья в палатке у моря. Пошли в Новый Свет. Чудесная бухта с пляжем. Вода переливается изумрудом, отражая в себе зеленые горы, амфитеатром окружающие бухту. Утесы «Орел» и «Сокол» как бы охраняют вход в нее.
Прогулок в Новый Свет мы сделали много, благо наша компания пополнилась учительницами-москвичками, отдыхавшими здесь. Если не шли на прогулку, то усаживались у моря или у палатки, писали дневник, выпускали изредка «Колючку» — сатирическую походную газету, сочиняли и распевали песни, устраивали спортивные соревнования. Я уже не говорю о плавании. Андрей научился плавать и с увлечением отдавался этому спорту. Мы с Олей бесстрашно заплывали море. Ну, а Сергей у нас был чемпионом по нырянию — плавание для него уже пройденный этап. На всю нашу компанию у нас были одни ласты. Сережа очень жалел, что нет маски и подводного ружья. С помощью ласт он достал несколько десятков больших красивых раковин «рапана», на глубине 6-8 метров. Мне ныряние удавалось труднее. Однажды у нас унесло волнами котелок с маслом. Утром при купании я обнаружила его недалеко от берега, на глубине 2-3 метров. Сергея не было, и долго ныряла пока удалось вытащить котелок. Слабость своих «ныряльных» способностей пришлось признать в «Колючке», чему дети были очень довольны.
Сенсацию вызвал пойманный большой морской ерш. Это страшилище редко попадается на удочку, хотя и прожорлив, — он заглатывает целиком больших крабов.
Не подумайте, что все у нас в походе шло гладко и хорошо. Были и трудности, и страхи, но мы воспринимали их как должное. Налетевший из-за Карадага шторм чуть не унес палатку. «Мужчины» были на рыбалке, и мы с Олей одни вступили в борьбу со стихией. Оля подносила с пляжа большие камни, я закрепляла ими палатку. Когда опасность миновала, мы были полны гордости, что не оплошали.
Большие неудобства были с ночлегом. Ни подушек, ни матрацев у нас не было. Одно шерстяное одеяло на всех, да и им чаще одевались, a не стелили его, так как в июне ночи еще прохладные. Но мы приспособились и к этому. Песок на пляже за день нагревается. Вечером в палатку натаскивали горячего песочку, застилали его простыней и спали, как на лежанке. Если же не было песчаного пляжа, подстилали ветки тамариска, в изобилии растущего на побережье.
Свой дух мы поддерживали походным гимном, коллективно сочиненным. В нем были, например, такие куплеты:
Мы разбивали палатку в ущелье
И шли на поиски пресной воды
И хоть давно уж не ели борщей мы,
Но в этом не было страшной беды.
Делили хлеб на «блокадные» доли
И чай мы крепенький пили с дымком,
Зато храпели в палатке на воле,
Прижавшись тесно друг к другу бочком...
В Рыбачье мы отправились перед дождем в надежде уйти от него. Но ненастье застало нас на переходе. Тропа стала скользкой, ветер бил в лицо, немилосердно хлеставшие плети дождя загнали нас за скалу. Платье намокло, рюкзаки отяжелели. Но никто не жаловался на усталость. Дождь утих, и мы пошли дальше.
Сережа, заметив, что Андрей спотыкается, сбавил шаг и взял у брата фляжку и мяч. В Рыбачье
мы вошли как бывалые туристы — испачканные в глине мокрые, — вызывая удивление у живущих там дачников и зависть у ребятишек.
Еще до похода мы знали, что змеи в Крыму не ядовиты, но вид у них достаточно внушительный.
Как-то, подойдя к колодцу набрать воды, я в страхе отпрянула, увидев, что «сук», лежавший на колодце, поднял голову и заметался. На глазах у меня двухметровый желтопузик уполз, в камни сруба. Некоторое время за водой к колодцу ходил только Сергей, потом мы осмелели. В другой раз испытания выпали на долю Андрюшки. Ha переходе я вдруг услышала отчаянный крик.
Из-под ног Андрея выползла большая змея и неторопливо скрылась в камнях. В этом же переходе у нас случилось первое и единственное «ЧП»: Андрюша упал на каменистой тропе и сильно порезал ногу. Йод и бинты до сих пор у нас бездействовали, поэтому оказанию медпомощи мы отдались с любовью настоящих врачей, долго не имевших практики.
Устроили привал. Сергей спустился с крутого обрыва к морю за водой. Осторожно промыли рану морской водой, залили йодом. Вообще создали такую торжественную обстановку, что Андрей устыдился плакать пошел дальше даже с рюкзаком. На последней нашей стоянке, во Фрунзенском, мы решили с Сергеем порыбачить на камнях Аю-Дага, вдали от берега. С нами увязался Андрей. Мы погрузили свои снасти в лодочку, Андрей уцепился за нее и, по очереди подталкивая лодку, мы поплыли. В лодочку его посадить было нельзя – она протекала и не выдерживала нагрузки. Вся наша группа благополучно проплыла туда и обратно, но я просто диву далась, глядя на бесстрашие мальчишки.
Вот, наконец, и цель нашего пути – Гурзуф. Прошло почти полтора месяца, все окрепли, загорели, возмужали. Настроение и самочувствие у всех чудесное. Такими и застал нас папа, приехавший отдыхать в Гурзуф. Осенью Андрей пошел в школу. Вечерами мы вспоминали о походе и мечтали еще куда-нибудь пойти. На нынешнее лето у нас планы такие: пойдем на Финский залив за Выборг. Там красивые дикие места, залив изрезан, много островов, рыбы, прекрасный лес. Если погода будет плохая, намечаем другой маршрут: поездом до станции Кавказ у Керченского пролива (у парома), a дальше пешком в сторону Анапы, Новороссийска, Геленджика.
Без преувеличения, один из самых важных шагов в жизни человека – выбор профессии. Разумный выбор позволяет полностью проявить силы и способности, работа дает удовлетворение; неправильный — имеет своим результатом то, что силы и способности человека не находят должного применения, человек работает, как говорится, «без души», скучая на работе, выполняемой как тяжелая обязанность.
Приближение школы к жизни, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом, облегчит учащимся выбор профессии, в то же время сделало совершенно необходимым своевременную и полноценную профессиональную ориентацию.
Михаил Иванович Калинин в одной из бесед с учащимися старших классов поставил вопрос о выборе профессии в программу более широкого жизненного самоопределения советской молодежи. «Определиться серьезно, – говорил он, – это значит наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание».
Следует отметить, что М. И. Калинин выбор профессии связывал с решением двух других важнейших жизненных задач – формированием мировоззрения и характера. Имея твердые и ясные коммунистические убеждения и обладая стойким характером, человек получает основу для серьезного планирования и осуществления своего призвания. Найти призвание, по словам М.И. Калинина, означает «точно определить свое место в социалистическом строительстве, в совершенстве овладеть избранным делом своей жизни». В этих словах подчеркнуто, что выбор профессии — дело общественного значения, что избираемым видом труда надо владеть в совершенстве и что избранная работа – дело жизни.
Трудности, возникающие перед юношеством при решении вопроса «Кем быть?», состоят не в том, что не из чего выбирать, и не в ограничении выбора классовым и сословным положением, материальной необеспеченностью — как в буржуазном обществе, — а скорее, может быть, в том, что очень много раскрывается разных возможностей в нахождении своего места в жизни, названных А. С. Макаренко «просторными далями», перед которыми молодой человек может остановиться в озадаченности и даже в некоторой растерянности.
В повседневном наблюдении за детьми школьного возраста, за их физическим и психическим развитием, успехами в разных областях знания и труда воспитатели накапливают материал для суждения о том, каким должно быть профессиональное самоопределение того или иного ученика.
Некоторые дети рано обнаруживают свои индивидуальные интересы и способности. (Это особенно относится к детям, проявляющим дарования в таких областях, как искусство и математика.) Вообще же для детей младшего школьного возраста вопрос «Кем быть?» не имеет особого значения: профессии они знают очень слабо, интересы их неустойчивы. В. И. Ленин предостерегал против слишком раннего выбора профессии. Не следует побуждать учащихся начальной школы и даже младших подростков решать столь сложную, непосильную для них задачу.
Вместе с тем надо помнить, что, как указывается в Программе КПСС, «в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Поговорим о том, что такое профессиональная пригодность, какие психологические особенности могут обеспечить успех и внутреннее удовлетворение.
Интерес, способности, знания
Первое условие профессиональной пригодности — глубокий интерес к данной профессии. Глубина интереса сказывается в его обоснованности и активности. Ученик, имеющий глубокий интерес к выбираемой им профессии, отдает себе отчет в том, чем именно привлекает его эта профессия.
Речь идет об основательности мотивов или побуждений к выбору профессии. Большое значение имеют те мотивы, в которых подчеркивается общественное значение профессии. Приведем два высказывания учеников восьмого и девятого классов. «Из профессий больше всего мне нравится профессия сталевара, так как наличие больших количеств металла – лучший показатель экономической мощи страны». «Хочется работать на целинных землях, лучше всего агрономом, но, если не удастся, просто хлеборобом — работа на целине так нужна государству».
Нередко юноши особое внимание обращают на мотивы служения людям, чаще определенной «категории» людей: «Я хочу быть врачом. Мне приятно видеть вокруг себя здоровых, цветущих людей, а когда буду врачом, смогу содействовать тому, чтобы все люди были такими. Мне хочется помогать нуждающимся во врачебной помощи больным», – говорит десятиклассница.
К основным, серьезным мотивам относится также привлекательность для человека самого процесса выбираемой работы. Ученик восьмого класса, желающий работать на механическом заводе, пишет: «Я люблю, когда машина слушается твоих рук, люблю чувствовать, что ты сильнее машины и что можешь сам создавать сложные детали. Мне нравится самый процесс работы на машиностроительном заводе, в этой работе много динамики, творчества».
Интерес к выбираемой профессии может быть неглубоким. Он или имеет характер временного увлечения и потому неустойчив, или основывается на мотивах случайных. «Что я могу сказать по вопросу «Кем быть?» – пишет ученица девятого класса. В настоящее время меня увлекает институт журналистики. Никакой другой профессии, кроме профессии журналистки, мне не надо. Правда, в прошлом году я так же страстно мечтала быть педагогом, в будущем, может быть, еще чем-нибудь соблазнюсь». Это – пример неустойчивого интереса, временного увлечения.
О случайности таких мотивов выбора профессии, как легкость поступления в учебное заведение, на работу или слепое подражание, и говорить не приходится. «Я выбрал себе техникум, при поступлении в который нет конкурса, — меня это больше интересует, чем мечта о каких-то любимых, но неосуществимых жизненных путях». Или: «Мне хочется быть химиком потому, что Вадим, мой лучший друг, выбрал себе эту профессию, а я без Вадима не могу жить. Куда он — туда и я».
По-настоящему глубокий интерес к профессии всегда проявляется в работе, направленной на подготовку к выбираемой профессии: «Буду техником, – говорит ученик восьмого класса, – а для этого поставил себе целью: по физике и математике не иметь троек, а добиваться одних пятерок. Я много читаю популярную техническую литературу, работаю в кружке моделистов».
Проводилось много обследований учащихся старших классов с целью выяснить, какие профессии их более интересуют. Следует отметить, что теперь, когда в школе соединено учение с производительным трудом, большое число учащихся старших классов сознательно выбирают фабрично-заводской и сельскохозяйственный труд, причем многие учащиеся хотят быть высококвалифицированными рабочими и вместе с тем повышать свое образование без отрыва от производства.
Из высших учебных заведений особой симпатией молодежи пользуются университеты и технические вузы. Вызывает известную тревогу недостаточный интерес учащихся школ больших городов к профессиям сельскохозяйственным, педагогическим.
Второе условие пригодности к профессии — способности к ней. Иногда юноша, выбирая профессию, в качестве решающего соображения приводит то, что чувствует себя к данной профессии наиболее способным.
Чаще всего указывают на свои способности учащиеся, желающие себя посвятить искусству, но в не которых случаях о способностях к выбираемой профессии говорят учащиеся, намечающие другие трудовые пути: «Мне кажется, что для успешной работы в машиностроении у меня есть всё: я люблю точность и аккуратность в работе, есть способность разбираться в машинах, конструировать, быстро понимать технические чертежи».
Интерес к профессии — большая сила, но бывает и так, как говорится в поговорке: «Охота смертная, а участь горькая». Человек, имеющий большой интерес и стремление работать в какой-то области, всё же не достигает в ней более или менее значительных успехов. Многие большие любители музыки при всём желании не могут добиться больших результатов в исполнительском мастерстве.
Надо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве случаев нельзя объяснять способности природными задатками. Поэтому к большинству профессий люди по своим природным данным пригодны. Но есть небольшое число профессий, где природные данные играют существенную роль. Таковы прежде всего музыкальные профессии, в меньшей степени — профессии, относящиеся к художественно-изобразительному искусству и к математике.
Различие способностей объясняется в первую очередь различием условий обучения и воспитания, а также практического жизненного опыта. Поэтому учащиеся, выбирающие профессию, имеют не только разные профессиональные интересы, но и разные способности к профессиям, которые у них сформировались в семье и школе.
Например, для успеха в музыке нужны такие способности, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Педагог должен обладать способностью точно, кратко и интересно излагать материал, хорошо понимать психологию ребенка, проявлять в нужные моменты педагогическую находчивость. Огромное значение для педагога имеют такие волевые качества, как выдержка и настойчивость. Ученикам, выбирающим профессию, связанную с овладением техникой, важно обладать такими психическими качествами, как, например, пространственное представление, способность анализировать и синтезировать технические устройства. Для ручной производственной работы важны темп, ритм, устойчивость и координация движений.
Нельзя способности свести к знаниям и умениям. В школе учителя часто говорят об ученике: он мог бы лучше учиться, да ленится. То есть он способен хорошо учиться, но не хочет из-за лености.
Все способности упражняемы, но надо иметь время на эти упражнения. Поэтому в момент выбора профессии лучше ориентироваться на те, к которым уже имеются способности или же к которым можно развить их в сравнительно короткое время.
Определение способностей не всегда легкое дело. Сам человек нередко ошибается в определении своих способностей. Поэтому так важно иметь о них суждение близких людей – родителей и педагогов, которые могли наблюдать учащегося в течение многих лет.
Третье условие пригодности к профессии — обладание знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии. Каждая работа требует подготовки, специального образования, и приобретение профессиональной квалификации работника в большой&